XXII Спартакиада по национальным видам спорта «Игры Манчаары»

  • 08.07.2025
  • 4

Новости

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СПАРТАКИАД МАНЧААРЫ             

                С дренвних времен в истории якутского народа соревнованиями считались разные состязания и подвижные игры – национальные прыжки кылыы, ыстанга и куобах, борьба хапсагай, перетягивание палки, бег, стрельба из лука и.т.д. В Старинных сказаниях повествуется, что во время народного праздника ысыах проводились различные соревнования по этим видам.                С 1932 г. эти национальные виды спорта были включены в программу республиканских Спартакиад. В связи с этим вне ысыаха, в рамках Спартакиады стали проводиться соревнования по перетягиванию палки, борьбе хапсагай, национальным прыжкам.                В целях прогпаганды национальных видов спорта среди молодежи и населения в 1968 г. председатель областного совета ДСО «Урожай» Алексеев А.Е. на республиканском комитете физкультуры и спорта Саха АССР (председатель – Алексеев С.И.) внес предложение проводить Спартакиаду на призы легендарного народного героя Василия Манчаары. После этого, в 1968 г. в Парке культуры и отдыха г. Якутска была проведена первая Спартакиада.

""  ""  ""

       ЧЬЕ ИМЯ НОСИТ СПАРТАКИАДА ПО НАЦИОНАЛЬНЫМ ВИДАМ СПОРТА?                Непосвященные люди часто интересуются, кто такой василий Манчаары, чьим именем названы общереспубликанские Игры по национальным видам спорта. Почему проводящимся в Якутии в восемнадцатый раз крупнейшим состязанием присвоено его имя? Предлагаем вашему вниманию очерк о национальном герое народа саха, подготовленный сотрудником Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, историком Пантелеймоном Петровым.                Василий Федоров Манчаары (1805-1870гг.)                Василий Манчаары – ичторическая личность. Его имя до сих пор живо в пямяти народа саха. В устном народном творчестве и в русскоязычной якутской художественной литературе еще при жизни Василия Манчаары постепенно создавался благородный  образ – образ народного героя, тесно связанного с угнетенными слоями якутского общества. Его борьба изображалась как своеборазное  общественное движение первой половины ХIХ в., направленное против жестокостей зарвавшихся якутских тойонов и богачей, против произвола царской администрации.                Василий Федоров Манчаары родился в 1805 г. В семье якутского крестьянина Федора Бытаны (Быттааны), имевшего хозяйство среднего достатка в местности Арыылаах Кангаласского улуса (ныне Мегино-Кангаласский улус). В 9-летнем возрасте Василий остался без  отца и с ранних лет познал тяготы, лишения и унижения дальнего родственника Василия Слободчикова (Чоочо), который, по нашему мнению, прибрал к своим рукам земельный надел после смерти В.Бытаны, оставив его семью без средств к осуществлению.                После того, когда Василий Манчаары достиг своего совершеннолетия, он женился на Варваре Степановой, и в этом случае наслежное общество обязано было ему выделить сенокосное угодье. Но известный в народе своей алчностью и жадностью к наживе богач и тойон улуса В.Слободчиков, не желая выделить земельный надел Василию Манчаары, по преданию, всячески тетировал молодого родича, что вызвало с его стороны активный протест. В начале 30-х годов ХIХв. бунтарь по решению царской областной администрации был сослан на Охотский солеваренный завод. В 1832г. Совместно с двумя русскими каторжанами Василий Манчаары совершил побег и возвратился в родной Нерюктяйский наслег.                С этого времени он начал совершать смелые налеты на усадьбы известных богачей и тойонов заречных улусов, отбирая силой деньги, одежду и имущество, которые он раздавал представителям бедных слоев населения. При этом он неизменно пользовался их поддержкой, дававшей ему возможность скрываться от властей. В набегах на тойонов принимали участие его товарищи. Позднее по его делу всего было привлечено 43 человека.                24 сентября 1833 г. Василий Манчаары вместе с Екатериной Слепцовой, которую он увел от ее родных, был пойман, и в 1838 г. Сослан на Иркутской солваренный завод, затем на Нерчинские рудники. В 1841 г. Вместе со своим земляком А.Тимофеевым сбежал и возвратился в родной наслег. Вскоре он был пойман и отправлен в Иркустк, но в Нижнеилимске совершил дерзкий побег и опять прибыл в родной наслег. В октябре 1843 г. Он был арестован и по приговору суда был прикован “к стене на цепь сроком на 10 лет”. Только в марте 1859 г. По распоряжению Главного управления Восточной Сибири он был освобожден и сослан в Первый  Бордонский наслег Мархинского улуса Вилюйского округа. По преданию, его освобождению из тюрьмы способствовал архиепископ Камчатский, Алеутский и Курильский Иннокентий (впоследствии митрополит Московский и Коломенский).                По сведениям, доставленным с Мархинской инородной управы в Вилюйское окружное управление, Василий Федоров Манчаары умер в конце 1870 г. В том же наслеге.                Почему же имя “разбойника”, “гарбителя”, “каторжника” Василия Манчаары до сих пор является почти священным для якутского народа?                Безусловно, что смелые налеты на усадьбу тойонов, его дерзкие побеги с каторги и романтические похождения произвели сильное впечатление на современников. Исследования историков О.В. Ионовой, Г.П.Башарина, Ф.Г. Сафронова, И.Г.Березкина показали, что Василий Федоров Манчаары упорно и настойчиво боролся за правду и  справедливость против тойонского гнета, что он имел крепкие связи с представителями разных слоев населения, пользовался их поддержкой и помощью. В их работах подчеркивается “разбойный характер борьбы выразителя стихийного протеста бедноты против гнета, что обусловливалось низким уровнем общественного развития якутов первой половины ХIХ в.”. В исторических исследованиях совесткого периода утвердилось представление о классовом характере выступлений Василия Манчаары, прогрессивности его личности как борца за интересы эксплуатируемых низов (Сафронов Ф.Г. Василий Манчаары. – Якутск, 1991. – с.33).                В современных условиях, когда реалии частной собственности утвердились в жизни российского общества, личность Василия Манчаары вызывает неоднозначные мнения от утверждений как народного героя вплоть до “рэкетира” и “бандита”. Все это является следствием  расслоения бывшего советского общества, которое  оценивало действия В.Манчаары с точки зрения классовой идеологии. У каждого народа есть подобные национальные герои, которые выступали против социальной несправедливости, как Емельян Пугачев у русского народа, Робин Гуд у англичан, Ринальдо у итальянского народа, Ходжа Насредин у тюрских народов Средней Азии и др. Народная память старается  сохранить представления о наиболее ярких личностях, каковым был Василий Манчаары у якутского народа.                                                               Пантелеймон ПЕТРОВ, к.и.н., зав. Музеем истории науки им. Г.П.Башарина ИГИиПМНС СО РАН.

Он стоял у истоков игр Манчаары

               ""

Заслуженный работник физической культуры и спорта Российской Федерации и республики Саха (Якутия);

               Лауреат государственной премии имени Д.П. Коркина;

               Отличник физической культуры и спорта ЯАССР, России, СССР;

               Лауреат по физической культуре и спорту ХХ века;

             Кавалер двух орденов и многих медалей РСФСР и СССР; А.Е. Алексеев является основоположником Спартакиады Манчаары (1968), как председатель Спорткомитета ЯАССР в 1985 года на высоком организационном уровне провел 41-й чемпионат СССР по вольной борьбе в г. Якутске (1 чемпион, 2 серебряных призера). Являся запевалой Аар Дархан якутского танца осуокай.

   

                В далеком 1968 году в Якутске была проведена Первая Спартакиада на призы Василия Манчаары по национальным видам спорта.                В те годы у истоков популяризации и распространения национальных видов спорта стоял дальновидный  руководитель, председатель Якутского облсовета ДСО «Урожай»  Афанасий АЛЕКСЕЕВ. Молодой, амбициозный, обладающий недюжинными организаторскими способностями председатель сумел уговорить руководство республики, чтобы Спартакиада носила имя легендарного якутского героя Василия Манчаары. Тогда о Манчаары сложилось двоякое мнение. Одни видели в нем благородного спасителя простого люда от тирании местных тойонов, другие – пусть и свободолюбивого, но все же обыкновенного грабителя разбойника.                После бурных рассуждений и споров было принято предложение Афанасия Егоровича. Специально для этого исторического события медали для победителей и призеров были изготовлены в Ленинградском Монетном дворе. Вместе. На одной спортивной площадке состязались представители четырех поколений.                С тех пор уже восемнадцать раз состоялись Игры Манчаары. Оглянувшись назад через пройденные 44 года, можно смело сказать, что большая мечта сбылась, сегодня имя народного героя гордо носит Республиканский центр национальных видов спорта, якутские  виды спорта вышли на международную арену. В этом есть немалый вклад Афанасия Егоровича, при его активном участии были систематизированы правила соревнований, утверждены нормативы и звания, фиксировались рекорды республики, издались методические  пособия.Инноватор Аркадий Алексеев                В период с 1980 г. по 1987 г. председателем областного совета ДСО «Урожай» работал Аркадий АЛЕКСЕЕВ, ныне знаменитый педагог, воспитавший целую плеяду якутских звезд эстрады. Во время его руководства ДСО «Урожай» приобрело крупную технику, как самолет и судно на подводных крыльях «Ракета» для облегчения передвижения при проведении широкомасштабной агитационно-пропагандисткой работы.                Когда Аркадий Михайлович по окончании IХ Спартакиады 1983 г. Предложил провести следующие Игры в другом районе, он встретил серьезное недопонимание со стороны вышестоящих органов. Консервативному руководству показалось абсурдным то, что Игры Манчаары не будут проходить на его исторической родине, в Мегино-Кангаласском районе. Но новшество взяло верх. Так, к Х юбилейной Спартакиаде 1985 г., посвященной 30-летию Победы над фашисткими захватчиками, в г. Вилюйске был построен новый стадион. А в 1987 г. ХI Спартакиада состоялась в с. Амга, и там был возведен новейший стадион.                Была запущена усиленная системная пропаганда. Это работа до сих пор идет своим налаженным путем, к каждой Спартакиаде в месте ее проведения возводятся стадионы, площадки, новые здания, которые значительно способствуют развитию социальной инфраструктуры в районах республики. Благодаря таким своевременно принятым решениям во многих улусах нашей Якутии многолетние традиции Игр Манчаары сохраняются и развиваются. А самое главное, с каждым разом количество участников становится все больше и улучшается качество организации соревнований. Поколонники и любители якутской Олимпиады готовы пересечь любые расстояния, чтобы увидеть красочное мероприятие и захватывающую борьбу героев нашего времени.                                                                                                                                                                                                                        Саина Шеломова

            ""  ""  ""

              ""  ""  ""

              ""  ""  ""

              ""  ""  ""  ""

Материалы взяты из книги: Игры Манчаары 1968-2013гг. Красочный фотоальбом поветствует о Якутской Олимпиаде — Спартакиаде по национальным видам спорта «Игры Манчаары», проходившей 1-5 июля 2009 г. и посвященной 375- летию г. Вилюйска. Также приведена история, статистические данные всех Спартакиад, начиная с 1968 г. 

Эту книгу вы можете почитать в читальном зале нашей библиотеки

""       

Добавить комментарий